Межэтнический конфликт ( от лат. CONFLICTUS – КОНФЛИКТ или Этнический конфликт) — гражданское сопротивление на государственном либо межгосударственном уровне, организованное и действующее на этнической основе или от имени этнической группы одной или несколькими сторонами конфликта.
В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. (Не призывайте применять «к ним ко всем» любое насилие, не призывайте «их всех» выгнать откуда-то или как-то еще ущемить в правах по сравнению с остальными. Также не стоит вместо прямого призыва к насилию и дискриминации использовать намеки: «они давно заслужили, чтобы…» или «стоит подумать, не пора ли их…» и др.)
Межэтническая напряженность характеризуется и таким психическим состоянием, как массовая невротизация. Это состояние отличается повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние. (Следите за тем, какие слова и выражения вы используете, говоря об этничности других людей. Они могут выдать вашу неприязнь к их этничности, презрение к ней или даже отрицание таковой.)
Еще резче поляризуются отношения “свои—чужие”: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие — более негативно. Психологическую напряженность могут создать этнические проблемы — подлинные и мнимые, — основанные на слухах, ложной информации, провокациях. (Не забывайте, что вас могут читать дети. В этом случае они невольно могут сформировать необъективное и даже агрессивное мнение в отношении определенной этнической группы и распространять его в своем окружении.)
Каждый межэтнический конфликт своеобразен. Вместе с тем их природа едина и потому существуют отработанные формы и способы урегулирования. Конечно, в каждом случае необходимо учитывать специфику, причины того или иного этнического конфликта. Важно учитывать масштабы конфликта, форму, в какой он протекает, наличие религиозного фактора, геополитическое положение территории, вовлеченной в конфликт, внешние силы, стоящие за конфликтующими сторонами и т.д.. От этих обстоятельств зависят возможности и способы урегулирования конфликтов.
Как же быть, если этнический конфликт не удалось предотвратить? Каким образом можно его погасить и урегулировать?
Технология урегулирования межэтнических конфликтов предполагает алгоритм деятельности в этом направлении. В ходе работы по разрешению конфликта прежде всего должны быть проанализированы причины конфликта, его биография, стороны конфликта, позиции и отношения сторон, конечное отношение к конфликту.
Прежде всего следует учитывать, что этнический конфликт легче погасить в самом начале, в зародыше, когда он не приобрел еще широкомасштабный характер. Дело в том, что межэтнические конфликты, однажды вспыхнув, имеют тенденцию к разрастанию. Если конфликт перешел в длительную стадию, принял затяжной характер, то его разрешение становится трудным, иногда с необратимыми последствиями. В соответствии статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрена ответственность за: разжигание национальной и расовой розни; оскорбление национальной чести и достоинства; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. Наказание может быть в виде штрафа, ограничения или лишения свободы.
Как известно, спровоцировать конфликт может любой инцидент, но предсказать инцидент никому не дано, потому и предотвратить его невозможно. Вот почему для предотвращения конфликта необходимо понижать уровень конфликтных настроений в регионе, и делать это следует оперативно, мобилизуя все имеющиеся ресурсы, привлекая специалистов государственных, правоохранительных и иных органов, а также профессиональных медиаторов, обученных и сертифицированных по данному направлению.
В послании главы государства К.К.Токаева Народу Казахстана в соответствии со статьей 59 Конституции Республики Казахстан на третьей сессии Парламента VII созыва, отметил: «СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕДИНАЯ НАЦИЯ. БЛАГОПОЛУЧНОЕ ОБЩЕСТВО. Мы будем укреплять общенациональное согласие, партнерство власти и общества, следуя концепции «слышащего государства». Мы должны фокусироваться не на разделительных линиях, а, наоборот, консолидироваться ради достижения масштабных целей. Именно в этом глубинный смысл идеи Нового Справедливого Казахстана. Перед нами стоит особо важная задача – сохранить суверенитет и территориальную целостность страны. Для дальнейшего укрепления государственности нам необходима сплоченность. Другого пути нет. Единство народа всегда было нашей самой главной ценностью, которая сегодня приобретает еще большее значение. Наш народ всегда ставил превыше всего мир и стабильность. В это непростое время мы должны стать еще крепче в своем единстве. Поэтому важно прекратить сеять взаимное недоверие и вносить раздор в общество”
Байсерикова Динара Журесинбековна член Совета медиаторов АНК, юрист-медиатор