В новом Послании Президента поставлена задача: «…следует принять системные меры для снижения уровня насилия в обществе. В этом плане большую роль играет эффективное противодействие правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений. Сегодня участились обращения граждан и общественников по поводу необходимости ужесточения наказания за насилие в отношении женщин и детей». Действительно, назначение семейному «агрессору» наказания в виде штрафа не позволяет достигать цели наказания – восстановление социальной справедливости, поскольку бремя выплаты чаще всего несет семья или сама пострадавшая, ставшая непосредственным объектом правонарушения, а не правонарушитель, поскольку он не имеет работы. Это обстоятельство способствует не соблюдению принципа «нулевой терпимости» к семейно-бытовому насилию, снижает профилактический потенциал уголовного законодательства по борьбе с ним. В связи с этим, в настоящее время среди казахстанских ученых высказывается обоснованное предложение предусмотреть уголовную ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои, путем возвращения в Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее — УК РК) статей 108 и 109 и ввести в их санкциях альтернативное наказания не арест, а лишение свободы. Эта позиция аргументируется тем, что умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои чаще всего совершаются в сфере семейно-бытовых отношений. По своему характеру они более общественно опасны, чем оскорбление, но несмотря на это уголовными правонарушениями не признаются.
Предупреждение семейно-бытового насилия. Выражение «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать» стало аксиоматичным. Поэтому приоритет в борьбе с семейно-бытовым насилием должен отдаваться профилактической работе. Мы разделяем точку зрения ученых, которые считают, что в комплексе мер противодействия фактам бытового насилия важное место должно отводиться активизации проведения конкретных профилактических мер в неблагополучных семьях с целью недопущения уголовно наказуемых деяний на почве семейно-бытовых конфликтов. Успеху этой работы в немалой степени будет способствовать предварительный сбор и изучение личностной характеристики лиц, проживающих в подконтрольном районе и склонных к совершению насильственных преступлений на бытовой почве, постоянный учет и контроль лиц, в отношении которых ранее уже принимались меры индивидуальной профилактики, а также систематическая проверка результатов принимаемых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению семейно-бытового насилия, анализ ее эффективности. Основная роль в профилактике семейно-бытового насилия принадлежит участковым инспекторам. Полагаем, что оценка качественности проводимой участковым инспектором полиции работы по предупреждению семейно-бытового насилия должна даваться гражданами, непосредственно обращающимся по фактам семейно-бытового насилия и влечь за собой правовые последствия. Результаты такой оценки должны учитываться при аттестации, присвоении званий и иметь, наряду с мнением его непосредственных руководителей, решающее значение. Это позволит участковым инспекторам полиции более эффективно реализовывать свои полномочия и повысит заинтересованность в предупреждении семейно-бытового насилия.