Автор отметил, что сущностной чертой XXI века стала ломка устоявшихся парадигм.
«… так что нарастание глобальной турбулентности, деформация принципов международного общежития и повсеместное наступление национал-популизма — не просто временные кризисные сдвиги, а определяющие черты новой реальности. Казахстан, как часть мирового организма, тоже вовлечен в этот круговорот», — пишет Ашимбаев.
По мнению автора статьи, чтобы не утонуть в неумолимом потопе истории, государству необходим сильный внутренний стержень — и это не столько экономика и политический строй, которые в принципе универсальны и не зависят от территории и менталитета людей, ее населяющих, а нечто более уникальное, прочное, цементирующее, склеивающее нацию в единый монолит.
«Такой молекулярной связью, не позволяющей нации рассыпаться в окружающем хаосе всеобщего кризиса, может быть только единая идентичность, то есть общее для всех граждан ощущение принадлежности к одной на всех культурно-ментальной ценностной матрице», — отметил Ашимбаев.
По его словам, XXI век — эпоха мирового кризиса национальной идентичности.
«Сперва национальная идентичность — потом экономика и политика — так можно определить ее место в триаде государственных приоритетов любой страны в XXI веке. Думаю, это не будет преувеличением, — подчеркнул председатель Сената. — И именно поэтому с переломного 2022 года, заявив о строительстве Нового Казахстана, Президент Касым-Жомарт Токаев выдвигает в своей реформаторской повестке ключевой вопрос национального единства с позиций общей для всех граждан Казахстана идентичности: «Мы должны твердо придерживаться принципа «разные точки зрения — одна нация». Президент страны призывает укрепить национальную идентичность на базе формирования нового качества нации и разделяемых всеми гражданами ценностей».
Автор указал на различие старого и нового подходов к вопросу национальной идентичности.
По его словам, раньше процесс нациестроительства был преимущественно стихийным, а попытки влияния на него «сверху» ограничивались принятием декларативных механизмов, материализация которых сводилась к тематическому дискурсу в СМИ, обеспеченному госинформзаказом.
Отличие «Модели Токаева» в том, что она предлагает проактивную деятельность государства и общества по отбору и выработке общих ценностей, способных не только сплотить нацию, но и дать ей новое качество в XXI веке.
«При этом вместо разделяющего подхода, зацикленного на наличии двух идентичностей, «Модель Токаева» берет за основу тот комплекс общих, разделяемых всеми ценностей — культурных, политических, экономических, бытовых, традиционных, жизненных, сформировавшийся за годы независимости, который объединяет, а не разделяет граждан страны и ложится в фундамент новой общенациональной идентичности. Это тот цементный раствор, с которым можно и нужно работать, укрепляя и совершенствуя в соответствии с требованиями времени. Все его компоненты представляют собой не механическую смесь, а сплав, то есть результат качественной трансформации разнородных составляющих в новую уникальную сущность», — отметил Ашимбаев.
Автор пишет, что смещение акцента нациестроительства с аморфной, безликой, бессубъектной общегражданской модели на ярко выраженную субъектность казахского культурного генотипа — главная сущностная черта «Модели Токаева».
«Она проявляется в синтезе отдельных идентичностей в одну объединяющую всех культурно-ментальную матрицу «единой казахской семьи», как в естественном процессе, происходящем без давления или насильной ассимиляции, а в силу влияния места проживания, культурного окружения и количественного фактора», — написал спикер Сената.
По его мнению, следование за естественными процессами — еще одна характерная особенность «Модели Токаева».
«Это означает принципиальный отказ от попыток создания сложных конструктов, доктрин и программ, уводящих от сути и приводящих только к неоправданным расходам.
Однако эта простота — не отпускание ситуации на самотек, а активное следование в одном направлении с общественным потоком, корректируя русло, убирая подводные камни и сглаживая острые углы, не мешая без нужды, а помогая естественному течению событий. Это принцип айкидо, направляющий энергию естественно протекающих процессов к поставленной цели — деликатно, но твердо, не форсируя, но и не тормозя. Не противопоставление, а поиск общих интересов, не ассимиляция, а интеграция», — считает автор статьи.
Еще одним важным компонентом «Модели Токаева», по словам Ашимбаева, является прагматизм и нацеленность на результат.
«Этот прагматизм в деле нациестроительства проявляется в осознанной поддержке и культивировании ключевых направлений, порождающих формирующий эффект: поп-культура, фильмы, мода, еда, спорт, контент в социальных сетях и т. д. Под формирующим эффектом имею в виду расходящуюся эмоциональную волну популярности, максимально широко и глубоко влияющую на формирование модных национальных трендов прежде всего среди молодежи. И здесь ключевым приоритетом «Модели Токаева» является креативная индустрия, определяющая моду на «казахскость», — пишет Ашимбаев.
Наконец, ключевым отличительным принципом «Модели Токаева», по мнению Ашимбаева, является установка на формирование нового качества нации будущего и связанный с ней национальный ренессанс.
«Возрождение нации в XXI веке — реальная и достижимая цель не в туманном будущем 2050 года, а в среднесрочной перспективе. Однако для этого нация должна осознать себя единой семьей, связанной общими ценностями и общим виденьем долгосрочных перспектив развития. А это осуществимо только путем национального диалога. Именно с этой целью и был создан новый институт слышащего государства — Национальный Курултай, соединяющий «опыт прошлого и горизонты будущего», — написал Ашимбаев.