Аналогичный механизм должен действовать в отношении детей. Детство — период нетрудоспособности личности, детский возраст, наряду с пенсионным возрастом, — традиционный социально значимый юридический факт К сожалению, Конституция в ст.28 закрепила ценность только инвалидности, пенсионного возраста, потери кормильца в качестве социальных рисков, перечень иных рисков определяется законами. И исключительно за пенсионным обеспечением закреплена конституционная гарантия о его предоставлении не ниже минимального размера. Подобная правовая конструкция заложила и определила негативную ситуацию с социальным обеспечением по материнству и детству, семей, воспитывающих детей. А именно произошло законодательное закрепление права на материальное обеспечение исключительно за детьми в возрасте до одного года, за многодетными семьями (специальное государственное пособие отменяется с 1 января 2018 года), а также за семьями с детьми, когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости продовольственной корзины (государственное пособие отменяется с 1 января 2018 г.). При этом законодатель не закрепил гарантии того, что перечисленные выплаты должны соответствовать уровню прожиточного минимума. Соответственно выше перечисленные выплачиваемые пособия составляют суммы в разы ниже прожиточного минимума.
Следует учитывать, что с 1 января 2018 года в системе социальных пособий семьям, воспитывающим детей останутся:
-единовременное пособие на рождение ребенка,
-пособие или страховые выплаты (при наличии у матери стажа участия в системе обязательного страхования) по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года,
-адресная социальная помощь, которая будет назначаться тем семьями с детьми, когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости продовольственной корзины.
Выше перечисленные выплаты, которые останутся после начала 2018 года не должны согласно закону соответствовать размеру прожиточного минимума, не соответствует данному показателю.
С 1 января 2018 года произойдет кардинальное изменение подхода к формированию мер материальной социальной поддержки многодетных семей: вместо ныне предоставляемых трех видов социальных выплат (специального государственного пособия для многодетных семей, государственного пособия семьям, имеющим детей, адресной социальной помощи) для многодетных семей будет внедрена единая адресная помощь нового формата. Суть ее заключается в том, что адресная социальная помощь для семьи, имеющей трудоспособных членов будет предоставляться в случае их участия в программах занятости. Таким образом, государственный бюджет снимет с себя бремя социальной материальной поддержки многодетной семьи (семьи, воспитывающей 4-х и более совместно проживаемых несовершеннолетних детей). Данный социальный факт — многодетность перестанет являться таковым, выйдет из перечня социальных рисков в связи с которыми предоставляются формы социального обеспечения. Законодательство сохранит лишь безусловную помощь в виде пособия матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени.