Одной из значимых задач правительства в социальном направлении была поддержка малого и среднего бизнеса. Составленная им программа по выводу сельского хозяйства из кризиса предусматривала: перевод сельского хозяйства от производства сырья к готовой продукции; привлечение инвестиций; развитие аграрного предпринимательства; обеспечение страны сельскохозяйственной продукцией за счет внутренних ресурсов.
Ухудшению социального положения населения способствовала «оптимизация» в социальной инфраструктуре, начатая в середине 1990-х годов: сократилось бесплатное медобслуживание, обучение, социальные услуги. Вместе с тем, в этих отраслях еще не были сформированы формы негосударственного обслуживания. Безболезненный переход от бесплатного оказания услуг к платным мог произойти только при увеличении размеров зарплаты, пенсий и другого. Однако сложная социально-экономическая ситуация в стране не сразу позволила приватизировать отрасли оказания услуг населению, что тормозило развитие здесь малого бизнеса, а значит – и социальной базы.
Тем не менее, государство не отказывалось от социальной политики, поэтому в новой Конституции 1995 года Казахстан провозглашал себя как социальное государство. Но для реального достижения данного статуса требовалось время. Государство стало рассматривать социальную политику как эффективную защиту населения и создание условий трудоспособным людям.
С 1996 года в Казахстане начинается постепенный рост экономики. В целях обеспечения социальной защиты населения 10 декабря 1997 года был создан общенациональный фонд по поддержке малообеспеченных граждан. За первые три года работы он составил 938 млн тенге. Более 240 тыс. граждан, находящихся за чертой бедности, получили поддержку в виде продуктов, товаров, денег.
Вместе с тем, из-за нестабильности социально-экономического положения в стране продолжало расти количество людей с низкими доходами. Если в 1996 году число граждан с доходом ниже прожиточного минимума составило 34%, то в 1998 году – 43%. Страну постигло и внешнеэкономическое испытание – финансовый кризис 1997-1998 годов, обрушивший финансовые системы во многих странах Азии и в соседней России. Казахстан, в отличие от России, устоял и избежал дефолта, но вновь оказался на грани закрытия заводов, массовой безработицы, новых проблем с инфляцией, выдачей заработной платы, пенсий.
К концу 1990-х годов ситуация в обеспечении трудовой занятости населения была сложной. Из 362 тыс. граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, лишь 73 тыс. (20%) были приняты на работу. В стране остро ощущалась бедность. Доля населения, находящегося за чертой бедности, составляла от 20 до 50%, в зависимости от региона проживания. Количество безработных в 1999 году составило 251 тыс. человек (3,9%).
Вместе с тем, в 1997-1999 годах в социальной политике наметились позитивные изменения. Государство приступило к долговременным реформам в пенсионной системе, образовании и здравоохранении. Стали заметны изменения на селе. Страна постепенно, но не без проблем, выходила из кризиса и становилась на путь развития. Поэтому вторую половину 1990-х годов можно назвать периодом коренного поворота как экономике, так и в социальной сфере.