В результате реформы, помимо достижения главнейших целей – здоровья детей, их успеваемости и т. д. вне зависимости от социального статуса и доходов семей, мы получим огромную поддержку общества, выстроенную новую систему, но и более того, достигнем ещё одной не менее важной цели: через реформу школьного питания мы можем поднять сразу две огромные отрасли – производство и переработку сельскохозяйственной продукции и общественное питание, которые будут обеспечивать наших детей качественными продуктами и готовой едой. В Великобритании, кстати, инициатором подобной реформы несколько лет назад было именно министерство сельского хозяйства.
В наших условиях многомиллиардные субсидии в аграрную сферу не дают никакого эффекта, более того – разворовываются. У сельхозпроизводителей отсутствует понимание планового, цивилизованного, подхода. Они сбывают продукцию столь же хаотично, как и выращивают, имеют множество других проблем. Но, точно понимая количество детей и чем необходимо их кормить, можно обеспечить фермерам сбыт продуктов питания в необходимом количестве и с приемлемым качеством. А это приведёт к тому, что наше сельское хозяйство будет вынуждено работать по чётким правилам, улучшат свою работу каждый отдельный фермер и отрасль в целом. Т. о., вокруг школьного питания выстроится прозрачная, максимально честная система, что разовьет всю отрасль, создаст рабочие места, даст налоги и улучшит экономический климат и состояние Казахстана.
Есть план как эту реформу реализовать, чтобы создать механизм, защищённый от воровства и коррупции; чтобы питание было единым для всей страны, с учётом особенностей по стоимости финансирования для каждого региона, с современным меню и т. д. Реформу нужно проводить так же открыто и прозрачно, как реформу по спортивным секциям и творческим кружкам, – когда, начиная с изменений в законодательстве и создания каждого НПА, во все процессы было активно вовлечено гражданское общество.
Бесплатное горячее питание для всех школьников Казахстана – это не сказка. Это реформа, которая решит многие социальные вопросы. И которую нужно начать реализовывать прямо сейчас. Как это уже работает на примере реформы по подушевому финансированию государством занятий детей спортом и творчеством ARTSPORT.KZ.
Всем школьникам – школьную форму бесплатно либо по льготной цене
Всё применимое к школьному питанию имеет значение и здесь.
Несложно посчитать, как много времени посещающий школу ребёнок проводит в школьной форме, как правило, некачественной. Почему? В смете затрат на подготовку детей к школе самая существенная статья – это покупка формы, а если детей в семье несколько, то это очень здорово бьёт по карману родителей. Отсюда их естественное желание сэкономить на качестве…
Предлагается продумать механизм по производству у нас в стране школьной формы из натуральных тканей (х/б, шерсть и т. д.) и провести реформу по обеспечению всех детей школьного возраста современной, удобной, «дышащей» одеждой высокого качества.
В случае со школьной формой может работать вариант сооплаты, например, родители платят за комплект (2 низа, 3 верха, пиджак) 5000-6000 тенге. Но это в любом случае значительно дешевле, чем покупать весь комплект!
Кроме того, что эта реформа положительно отразится на жизни всех детей и будет поддержана всеми гражданами, она также разовьёт отрасль лёгкой промышленности (хлопчатобумажные и швейные производства), создаст рабочие места, поднимет налоговые поступления и т. д.
Альтернативный вариант – отмена школьной формы. Но здесь встанет вопрос возможного неравенства, буллинга и т. д.
Поэтому, учитывая тот факт, что в большинстве развитых стран мира школьная форма всё же используется, предлагается в короткие сроки провести исследование по этой теме – и принять решение. Детский омбудсмен – ЗА школьную форму.