Одно из самых опасных и непредсказуемых природных бедствий — землетрясение. Оно происходит внезапно и представляет серьёзную угрозу для жизни людей, имущества и инфраструктуры. Поскольку город Шымкент относится к сейсмически опасным регионам, подготовка школ к землетрясениям имеет особое значение. Ведь школы — это места, где дети проводят большую часть своего времени, а дети — самая уязвимая социальная группа. Поэтому усиление мер безопасности в образовательных учреждениях является одной из главных задач.
Сейсмическая угроза — это реальность:
Город Шымкент расположен вблизи границы Средиземноморско-Гималайского сейсмического пояса. Зафиксированные ранее подземные толчки и землетрясения в этом районе подтверждают реальность угрозы. Поэтому подготовка к чрезвычайным ситуациям, в том числе к землетрясениям, остаётся постоянной повесткой дня в школах.
По инициативе городского управления образования в каждой школе Шымкента систематически проводятся профилактические мероприятия, направленные на повышение готовности к сейсмической опасности. Эти меры реализуются по специальному плану с участием администрации школ, педагогов, учеников и родителей.
Эвакуационные тренировки — формирование жизненных навыков:
В течение учебного года в школах Шымкента проводится несколько эвакуационных тренировок. Эти мероприятия направлены на отработку практических действий в случае настоящего землетрясения. С момента подачи звонка или сигнала тревоги учащиеся и учителя организованно и быстро покидают здание по заранее установленным маршрутам.
Во время тренировок:
— Ответственный учитель каждого класса пересчитывает учеников и сопровождает их в безопасную зону;
— Группа первой помощи отрабатывает действия по оказанию помощи пострадавшим;
— Спасатели и специалисты по ЧС проводят спасательные операции по специальному сценарию и делятся своим опытом.
Такие учения направлены не на то, чтобы напугать детей, а чтобы развить у них уверенность и способность действовать в экстренных ситуациях.
Техническое состояние школьных зданий:
Важнейший аспект безопасности — техническое состояние школьных зданий. В последние годы в Шымкенте особое внимание уделяется укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, в частности, их сейсмической устойчивости.
Согласно данным городского акимата и управления строительства:
— В старых школьных зданиях проводятся работы по сейсмоусилению;
— Аварийные здания сносятся, на их месте строятся современные школы, соответствующие новым стандартам;
— Во всех проектах новых школ устойчивость к сейсмическим рискам рассматривается в первую очередь.
Профилактика через обучение:
В школах Шымкента в рамках образовательного процесса проводятся уроки, посвящённые землетрясениям и другим природным катастрофам. Ученики осваивают правила поведения в ЧС не только теоретически, но и на практике.
Программа включает следующие темы:
— Общее понимание землетрясений;
— Правила поведения во время подземных толчков;
— Определение безопасных мест;
— Как действовать во время эвакуации;
— Важность сохранения спокойствия в стрессовой ситуации.
Занятия проводятся с использованием видеороликов, интерактивных заданий, групповых тренингов и игровых форматов, что помогает детям легче усваивать материал.
Совместная работа с родителями:
Подготовка к землетрясению должна проводиться не только в школе, но и совместно с родителями. Для этого на родительских собраниях проводятся разъяснительные работы по вопросам сейсмической безопасности. Специалисты обучают родителей контролю за психологическим состоянием ребёнка в экстренной ситуации, методам его успокоения и оказания первой помощи.
Подготовка к землетрясению — это не просто тренировка, а ключ к спасению жизней. Школы Шымкента проводят системную, комплексную и результативную работу в этом направлении. Обеспечение сейсмической устойчивости зданий, обучение учащихся и педагогов, актуализация планов эвакуации, установление контакта с родителями — все эти шаги направлены на снижение последствий возможного землетрясения.
В будущем школы Шымкента и дальше будут использовать все возможные ресурсы для обеспечения безопасности своих учеников и служить примером в борьбе с чрезвычайными ситуациями. Ведь безопасность — это ценность, равная знаниям.
