Низкий уровень представленности женщин на всех уровнях принятия решений.
В настоящее время из 411 действующих политических государственных служащих лишь 40 являются женщинами или 9,7% (в 2005 году – 11%). В странах ОЭСР в 2015 году женщины, в среднем, занимали 29,3% постов министров.
Не прослеживается больших изменений в представленности женщин на руководящих должностях в местных (территориальных) исполнительных органах.
Наряду с этим в Казахстане все еще наблюдается недостаточная представленность женщин на руководящих позициях корпоративного сектора. По данным Всемирного Банка, лишь в 9,8% крупных корпорациях женщины занимают высшие руководящие посты. В крупнейших мировых компаниях женщины составляют около 41% из общего числа работников, но лишь 19% занимают должности высшего руководящего звена и 12% должности в правлении.2
Практически не произошло никаких изменений в отраслевой гендерной сегрегации. Женщины, по-прежнему, составляют более 70% наемных работников в сфере здравоохранения, образования и социальных услуг, в то время как представленность женщин в финансовом и государственном секторах составляет чуть больше половины. Традиционно данные виды секторов менее доходные по сравнению с “мужскими отраслями”, такими как строительство, нефтегазовый сектор, добывающие производства, транспорт и т.д.
Несмотря па то, что размер средней заработной платы работающих женщин по отношению к мужчинам увеличился с 62% в 2006 году до 67% в 2015 году, разрыв в средней заработной плате мужчин и женщин остается на уровне 33%.
Очень низок уровень привлечения женского труда в инновационные, инфраструктурные и высокотехнологичные проекты и программы. В рамках реализации Государственной программы инфраструктурного развития “Нұрлы жол” на текущий момент из 18 тысяч рабочих мест 1 998 (11%) занимают женщины.
Наличие ограничений для женщин на работы с тяжелыми и опасными условиями труда негативно влияет на доступ женщин к высокооплачиваемым профессиям. Утвержденный список работ, на которых запрещается применение труда женщин в Казахстане, по сравнению со странами СНГ является одним из самых обширных.
Предварительный обзор ОЭСР “Обзор гендерной политики” (август 2016 года)
Остается актуальным вопрос расширения экономических возможностей сельских женщин, которые лишены доступа к общественным, государственным ресурсам и услугам. По данным национальной статистики, каждая третья сельская женщина Казахстана является самозанятой и живущей доходами от ведения натурального хозяйства, к которым отнесено и личное потребление. Доходы, к которым относится и личное потребление, изначально лишают женщин возможности инвестировать средства в человеческий капитал для возвращения в реальный сектор экономики.
Существует проблема стереотипности в выборе девушками предметов и направлений обучения, которая в дальнейшем “находит свое отражение в структуре занятости, характеризующейся концентрацией женщин в таких традиционно женских областях, как здравоохранение и сфера услуг”.