В поисках лучшей жизни каждый ищет место работы поприбыльнее, с хорошими условиями труда. В надежде заработать казахстанцы едут в другие города, а иногда и за границу. Вот только, говорят специалисты, это всегда риск. Можно действительно хорошо подзаработать, а можно заболеть, попасть в нарушающую закон ситуацию, а также стать жертвой трудовой или сексуальной эксплуатации. Как защитить себя? Самое главное — легально трудоустроиться, но так делают не все.
Анастасия Искакова поехала в Корею на заработки, чтобы на родине обзавестись собственными квадратными метрами. У женщины трое детей, и она работает ради их будущего. Говорит, у тех, кто трудоустроился официально, больше преимуществ.
«Официально можно пойти работать на завод, если у тебя есть документы разрешающие, а можно и неофициально. Те кто официально работает, у них, естественно, заработная плата выше. Также они могут рассчитывать на получение тринадцатой зарплаты, есть бонусная система. Мигранты-нелегалы такого не получают. Заводы в основном требуют, чтобы была карточка зарплатная, специальная. Для нелегалов её не открывают, только через местных жителей. Можно трудоустроиться через «арбайт», это биржа, куда могут устроить на стройку, в поле или в любое другое место. В этом случае тебе заработную плату дают на руки, потому что это неофициальное трудоустройство. Устраиваются чаще всего через знакомых, в каждом городе по-разному. У нас, например, город на 50% заселён приезжими — это Россия, Узбекистан, все общаются друг с другом. Здесь корейцам, кто долго живёт, покупают машину и работают через людей, «паджанов», которые занимаются трудоустройством. Говорят, я могу собрать людей для работы, и имеют свой процент. А мы получаем остаток. Иммиграционная полиция ловит тех кто любит погулять, выпить, здесь вообще очень много тех, кто любит выпить — и сами корейцы, и приезжие. Потому что сложно здесь жить, и работа сложная, и обстановка, ты как робот работаешь. Встаёшь рано, работаешь и домой, день за днём, дни летят. Те, кто выпивает, на них жалуются местные, и полиция ищет их, пока не найдёт, не успокоится, даже возле твоего дома будут стоять, пока ты не выйдешь. А иммиграционная полиция часто приезжает на завод без стука, без предупреждения, естественно, и начинают шуршать, искать людей. И тех, у кого лицо некорейское, забирают. Проводят так называемую «чистку», ездят, ищут. Машины останавливают, работающие люди в основном на старексах ездят, их проверяют», — говорит Анастасия Искакова.