В этих непростых условиях Казахстан в ближне- и среднесрочной перспективе почти наверняка столкнется с продолжением, а возможно — и усилением миграционного оттока европейского населения. Чтобы это компенсировать, надо перевезти в Казахстан по максимуму тех этнических казахов из-за рубежа, которые хотели бы жить, и связать свою судьбу с этой страной, но не могут переехать самостоятельно.
По прогнозам казахстанских аналитиков только по программе переселения соотечественников в Россию из Казахстана может переселиться до 1 млн. человек, что составляет около 1/4 всего русского населения республики. Причем большая часть русских пока переселяется в Россию вне этой программы.
Доля неказахского населения страны неуклонно сокращается с момента провозглашения независимости. Тому есть несколько причин:
Высокая рождаемость среди сельских казахов (естественный прирост составляет более 200 тыс. в год)
По специальной программе репатриаций в страну ежегодно прибывает более 100 тыс. казахов, всего в сопредельных странах проживает более 5 млн. казахов (каждый третий казах остался за пределами казахстанской границы). С 2010 года правительство РК намерено ввозить и размещать в стране ежегодно 100 тыс. казахов. В целом за 30 лет по программе репатриации в страну должны прибыть как минимум 3 млн. казахов.
Низкая рождаемость других этносов и их эмиграция из страны на историческую родину.
В результате этого процесса, в течение двух-трех десятилетий удельный вес казахов может составить 70-80% населения Казахстана, приблизившись к уровню соседних республик Средней Азии, а русские, численность которых накануне распада СССР была сопоставимой с титульным этносом, окончательно займут место этнического меньшинства. Как следствие, этнический облик Казахстана будет все более азиатским, точнее тюркским, а конфессионально — мусульманским. Все факты говорят о том, что к следующей национальной переписи Казахстана в 2019 году, Казахстан будет мононациональной и моноконфессиональной страной. А количество, рано или поздно переходит в качество, примером может послужить Япония и Китай, где японцев 99% и ханьцев 93% от общего количества населения страны. Чтобы не изменился количественный и качественный состав населения страны, компетентные органы должны контролировать внешнюю миграцию в Казахстане. Миграционная политика должна быть справедливой, но жесткой для нарушителей извне. Плотность населения соседних с Казахстаном стран очень высокая по сравнению с нашей страной. И хотим мы того или нет, миграционный поток в нашу страну будет идти; наша задача контролировать этот поток, чтобы он не выходил за рамки и не угрожал нашей национальной безопасности.
При этом плотность населения Казахстана, граничащего с перенаселенным Китаем, Средней Азией, и расположенного недалеко от демографически избыточных государств Среднего Востока и Южной Азии, остается самой низкой на территории СНГ и по данным на 2010 г. составляет всего 6 чел. на 1 кв. км. Учитывая сравнительно невысокие по сравнению с другими азиатскими странами темпы прироста населения, Казахстан по-прежнему будет испытывать его нехватку, которая в связи с эмиграцией европейских этносов только усилится. Поэтому демографические проблемы, по-прежнему будут являться одним из самых острых вопросов политического и экономического развития.