Опыт стран, прошедших через социальную модернизацию, говорит о том, что успех ее проведения напрямую коррелируется с достижением гендерного равенства в обществе и семье.
Существует четыре подхода в установлении гендерного равенства4:
-«гендерное интегрирование» — охватывает все аспекты социально-экономической жизни, политическую, частную, гражданское общество и т.д. (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия). Интегрирование принципа гендерного равноправия подразумевает, что определенные взгляды на равноправие становятся частью политики во всех сферах. Гендерное равенство включает в себя справедливое распределение власти и ресурсов, а также равную оценку действий и нужд мужчин и женщин. На практике это означает, что права женщин, условия и социальный статус должны учитываться в сравнении с соответствующими правами, условиями и статусом, которыми обладают мужчины.
Гендерно-ориентированное бюджетирование осуществляется во многих странах ОЭСР и является инструментом оценки воздействия государственного бюджета, который предусматривает анализ гендерно- ориентированных ассигнований, направленных на достижение равенства возможностей мужчин и женщин в сфере государственных услуг.
Так, к примеру, Правительство Швеции выделило 26 миллионов шведских крон на четырехлетний период для реализации Стратегии гендерного равенства в государственных органах на 2015 — 2018 годы;
-«модель пересечения» — характерна для европейских стран (Бельгия, Франция), строящих свою политику на традициях позитивных действий по отношению к женщинам. Под данную модель подпадают три страны — Франция, Бельгия и Испания. Однако данные страны имеют различия в подходах. Во Франции инициатива происходит напрямую от гражданского общества к институтам власти, а в Бельгии — от институтов власти к обществу.
Так, в Бельгии введена должность Государственного секретаря по социальной эмансипации с двумя целями: продвижение равных возможностей между мужчинами и женщинами, а также консультации правительства по данным вопросам. Функционируют институт равенства мужчин и женщин, а также Федеральный совет равных возможностей, которые осуществляют мониторинг ситуации с точки зрения равенства между мужчинами и женщинами.
Во Франции действует Высший совет по вопросам равенства между женщинами и мужчинами;
-модель «равенство за пределами гендера» — базируется на понимании того, что неравенство выходит за пределы гендера, охватывая и другие категории: возраст, дееспособность, национальность и т.д., которые также нуждаются в восстановлении баланса (Великобритания). Данная модель предполагает взаимовлияние экономического развития и гендерного равенства. При этом, экономический рост способствует разрушению жесткой системы гендерного разделения труда, которое происходит вследствие расширения возможностей на рынке труда для женщин, расширению участия женщин в предпринимательстве, равному доступу к образованию и здравоохранению;
-модель «союзных стимулов» — новая модель, возникшая в ответ как на требования «снизу» (женские организации и сообщества), так и «сверху» — международные статусы, финансы, инвестиции. Данная модель предполагает достижение равноправия мужчин и женщин через социальное партнерство между государством и гражданским обществом и включение в данный процесс широкого участия неправительственных организаций.
В Польше функционируют 250 неправительственных женских организаций, самые крупные из них — ассоциация сельских домохозяек и лига польских женщин (обе организации объединяют около 1 миллиона членов). Наиболее активны центр поддержки женских организаций, а также центр защиты женских прав.
В Республике Корея для расширения представительства женщин в рамках проекта национальной политики «Ускорение будущих лидеров- женщин» собрана база данных, состоящая из 100 000 женщин.