Гарантии выше приведенных выплат, стандартов были до принятия закона о социальной стандартизации закреплены в семейно-брачном законодательстве и соответствующих подзаконных актах, а также в статье 18 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» (общая норма-перечень государственных минимальных социальных стандартов в сфере семьи и детей) Обновленный. Кроме того, указанные нормативы до принятия Закона о стандартах были определены в законодательстве в виде пособий семьям, воспитывающим детей, а оттого, что пособия были в Законе определены в качестве нормативов стандарта ни их содержание в части материального наполнения, субъектного состава получателей и охватываемых социальных рисков не изменились. Таким образом, в части гарантий социальных прав семьи и ребенка, личности закон «О минимальных социальных стандартах» является декоративным актом, не несущим и не имеющим никакой смысловой нагрузки. В законотворческом процессе в 2015 году произошло механическое закрепление уже действующих норм в новом нормативном правовом акта, дублирование законодательства. Естественно, что в таких условиях закон «О минимальных социальных стандартах» не достигает цели своей разработки и принятия в части закрепления гарантий социальных прав, носит декларативный характер. Анализ практики применения Закона в части регулирования стандартов в области социального обеспечения, а также семьи и детей, показывает нулевой эффект, поскольку нормы Закона прямо не применимы, не имеют собственно общественных отношений, которые они регулируют, что объясняется особенностями социальных гарантий, нуждающихся в особом организационном и финансовом механизмах реализации. Данные механизмы имеют и имели место в специальных соответствующих законах, наличие которых в правовой системе Казахстана никаким образом не связано с законодательным закреплением минимальных социальных стандартов. На основании выше изложенного, полагаем, что система социальных стандартов нуждается в пересмотре, качественном обновлении: необходимо закрепить цели введения стандартов, гарантии их реализации, введение каждого стандарта должно быть обосновано с позиции его предмета, типа стандарта, особенностей, принципов и приемов применения и реализации.
Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Очевидно, что минимальная заработная плата, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование невозможно, обеспечение гарантий достоинства человека не достижимо. В этой связи должны быть четко определены категории граждан, нуждающихся в социальном обеспечении, перечень социальных рисков.