За рамками гарантированной государством социальной помощи живут и остаются подавляющее большинство детей Казахстана. Вместе с тем ребенок является нетрудоспособным лицом, что признается гражданским, семейно-брачным, социально-обеспечительным законодательством. Нетрудоспособность в социальном государстве — безусловный социальный риск, обязывающий государственную власть создавать условия для материального обеспечения. Каждому ребенку в социальном государстве должны быть обеспечены минимальные материальные гарантии жизни, не зависящие от уровня достатка, финансового положения семьи в которой он родился и воспитывается. Предоставление мер социальной помощи детям не должно связываться или определяться материальным положением родителей, семей. По аналогии с пенсионным обеспечением, где сам факт нетрудоспособности в связи с достижением определенного возраста ложится безусловным обстоятельством предоставления социальных выплат не ниже минимального размера, так и материальное обеспечение ребенка должно быть гарантировано постольку, поскольку ребенок не достиг возраста совершеннолетия.
Согласно Основного закона РК: забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Однако, полагаем, выполнение семейных обязанностей по материальному обеспечению ребенка должно быть гарантировано на минимальном уровне со стороны государства посредством предоставления социальных выплат.
Отсутствие в Казахстане материальной социальной помощи по основанию не достижения возраста совершеннолетия фактически унижает человеческое достоинство ребенка: дети растут без гарантий минимального материального обеспечения, нарушаются их естественные права на свободное и достойное развитие, получение достаточного питания и пользование необходимым минимумом услуг, на условия жизни, соответствующие признаваемым в Казахстане стандартам.
Вместе с тем, формирование подлинно социального государства связано, во-первых, с проведением социальной государственной политики, направленной на создание условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства, во-вторых, с созданием и функционированием механизмов полной реализации системы конституционных прав личности.
На наш взгляд, необходимо закрепление гарантий реализации двух взаимосвязанных направлений дальнейшего развития законодательства и конституционных социальных прав личности: первое — закрепление императивной нормативной гарантии права на социальное обеспечение не ниже уровня прожиточного минимума семей, воспитывающих детей, а также любого ребенка, второе — признание факта воспитания ребенка в семье, детства в качестве социальных и юридически значимых фактов, создание условий для материального государственного обеспечения всех семей с детьми, при этом уровень их обеспечения должен закрепляться не ниже прожиточного минимума.